В семидесятых годах девятнадцатого века, интенсивно осваивалось Чулковское каменноугольное месторождение. Увеличивающиеся объёмы добычи угля потребовали бесперебойного вывоза выработки вне зависимости от сезонных факторов, для этих целей была проложена железнодорожная ветка до ближайшей транспортной магистрали - Сызрань-Вяземской железной дороги, которая в свою очередь также являлась крупнейшим потребителем угля.

 
 

 

Общая схема железнодорожного хозяйства «Октябрьугля», в максимальный период развития. (приемник - ОАО"Скопинское предприятие Промжелдортранс).


 

 

ПО МАТЕРИАЛАМ БЛОГА СКОПИНСКАЯ МППЖТ

 

  В первые годы после революции, предполагалось, что транспортное обслуживание Побединских шахт будет осуществлять Чулковская КУЖД в дореволюционный период принадлежавшая Чулковской каменноугольной компании. Но состояние Чулковской КУЖД не отвечала запросам угольной отрасли региона в части возможностей вывоз больших объёмов а угля, это было сопряжено с особенностью рельефа местности по которому проходила дорога, от Чулково в направление Брикетной - этом участке существует крутой подъем, в связи с чем, тяжеловесные составы по ней провести было крайне затруднительно. Эта причина и стала решающей в судьбе ветки к станции Брикетной – от неё эксплуатации отказались, а уголь было решено вывозить через новое направление на станцию Вослебово Сызрано-Вяземской ЖД. В 1922 году неподалеку от Побединских шахт была открыта Скопинская центральная электростанция – первая электростанция в Рязанской области, построенная по програме ГОЭЛРО. Расположение электростанции обуславливалось потребностью электрофикации шахт Побединского месторождения бурого угля, входившего в Мосбасс. С середины двадцатых годов железная сеть связывала между собой шахты и электростанцию, при этом основной функцией была доставка угля до основной железной дороги подведомственной Наркомпуть. Территория с которой можно выло вывозить уголь по средству железнодорожной дороги расширялась, от села Чулково дорога была продлена до Побединки. Кроме того, пути транспортного управления получили развитие в направлении поселка Октябрьский. На скрещении путей от пос. Октябрьский с веткой Вослебово – Побединка была построена небольшая станция и рабочий поселок в три дома. Станция, и поселок получили название Коготково, это название было дано в честь Николая Гавриловича Коготкова -шахтёра, члена президиума райкома профсоюза горнорабочих Подмосковного бассейна. В 1939-м году было создано транспортное управление треста "Октябрьуголь", в ведение которого перешло всё железнодорожное хозяйство обслуживавшее вывоз угля с шахт. Транспортное предприятие имело на балансе более десятка паровозов и более пятидесяти грузовых вагонов, общая протяженность путей в первые годы деятельности треста достигала восьмидесяти километров. В начале сороковых силами предприятия была продлена ветка от посёлка Октябрьский  к посёлку Комсомольский, и на шахту № 29.

  Осенью 41-го года, возникла реальная угроза оккупации Скопина, при этом Побединское месторождение являлось крупнейшим в Подмосковном угольном бассейне, было принято решение не оставлять оккупантам предприятие в работоспособном состоянии. Перед отступлением Красной армии были затоплены шахты и взорваны железнодорожные мосты через реки Верда, Брусна и Келец. Оккупация Скопина продолжалась всего несколько дней и 24 ноября 41-го года внезапным ударом 84 отдельной бригады морской пехоты под командованием полковника Молева фашисты были выбиты из города.

После освобождения Скопина шахты требовалось восстановить в кратчайшие сроки – на Донбассе хозяйничали оккупанты, а стране нужен был уголь. Казалось, непосильная задача была возложена на плечи шахтеров и железнодорожников, но они с честью с ней справились – уже в 42-м году трест возобновил добычу угля и его вывоз железнодорожным транспортом. Кроме того, на ст. Коготково был организован угольный склад, на который осуществлялась доставка угля с шахт, не имеющих подъездных ж/д путей, и его погрузка в вагоны.

В 50-ых годах после осадки грунта, вызванной выработкой ряда шахт: № 5, 6, 31 был построен железнодорожный путь от ст. Чулково к 57-й и 3-ей шахтам через Ольшанку, Подмакарьево и Поплевино общей протяженностью порядка 27 км. Таким образом, к концу 50-ых протяженность путей предприятия достигла 109 км, а численность обслуживающего персонала, занятого в ремонте и обслуживании, составила более двухсот человек. В то время на предприятии действовало три околотка и пять бригад монтеров путей, также была создана бригада по капитальному и среднему ремонту путей в составе порядка сорока человек. К началу 60-ых годов на территории Скопинского района начало действовать несколько крупных промышленных предприятий, таких, как силикатный завод, Скопинский автоагрегатный завод, Скопинский стекольный и гидрометаллургический заводы, строительные предприятия. Необходимость их транспортного обслуживания привела к тому, что железнодорожное хозяйство «Октябрьугля» было выделено в самостоятельное отраслевое предприятие(распоряжение Моссовнархоза №82 от 22.01.1963), получив наименование «Скопинское объединенное железнодорожное хозяйство».

В 70-ые годы в связи с закрытием нерентабельных шахт начинается резкое снижение объемов добычи угля, в регионе оставалось только две действующие шахты - «53-Поплевинская» и «3-Арцибашевская». В связи с этим Скопинское ППЖТ было вынуждено сократить протяженность путей до 79 км.

В девяностые годы Скопинское МППЖТ было реорганизовано, и вошло в состав ГП "Промжелдортранс" в качестве Скопинского отделения, а затем выделено в отдельное предприятие - Открытое акционерное общество "Скопинское предприятие Промжелдортранс", которое ведёт деятельность в сфере железнодорожного транспорта.